Лафайе́т Мари Мадлен (1634-1693), французская писательница. Роман «Принцесса Клевская» (1678) и книга «Мемуары французского двора за 1688-1689 гг.» (издание 1731), отмеченные наблюдательностью и тонким психологизмом, - у истоков европейского психологического романа.
* * *
ЛАФАЙЕТ Мари Мадлен - ЛАФАЙЕ́Т (La Fayette) Мари Мадлен (урожд. Пиош де ла Вернь, Pioche de la Vergne), графиня де (крещена 18 марта 1634, Париж - 25 мая 1693, там же), французская писательница, автор «Принцессы Клевской», стоящей у истоков европейского психологического романа.
Хозяйка литературного салона
Семейство Пиош де ла Вернь не принадлежало к высшей знати, но пользовалось благосклонностью двора. Отец Мари Мадлен был воспитателем племянника кардинала Ришелье (см. РИШЕЛЬЕ Арман Жан), а мать - дочерью королевского медика. Наставником девочки стал писатель Менаж, у которого она училась вместе с другой будущей литературной знаменитостью - мадам де Севинье (см. СЕВИНЬЕ Мари). Выйдя в 1665 замуж за Франсуа Мотье, графа де Лафайет, Мари Мадлен родила ему двух сыновей и некоторое время жила вместе с ним в его овернском поместье. Затем супруги расстались, и мадам де Лафайет вернулась в Париж. В 1660-х годах она была фавориткой Генриетты Английской, супруги Месье (брата короля), и после безвременной смерти Мадам (по слухам, отравленной мужем) начала писать «Жизнеописание Генриетты Английской», которое было опубликовано только в 1720. В Париже мадам де Лафайет открыла собственный салон, где самой выдающейся фигурой был ее близкий друг - герцог де Ларошфуко (см. ЛАРОШФУКО Франсуа де). Оставив общество после смерти Ларошфуко (1680) и мужа (1683), она провела последние годы жизни в набожных размышлениях. После нее остались многочисленные письма, а также изданные посмертно «Мемуары французского двора 1688 и 1689 годов» (1731).
«Принцесса Клевская»
Перу мадам де Лафайет принадлежит несколько повестей и романов: «Принцесса де Монпансье» (1662), «Заида» (1670-1671), «Графиня де Танд» (1724). Лучшим является роман «Принцесса Клевская», опубликованный анонимно в 1678. Это своеобразное «историческое» повествование: изображая придворную среду второй половины 17 века, мадам де Лафайет перенесла действие на столетие назад, для чего ей пришлось обратиться к мемуарным и эпистолярным источникам 16 века. Одновременно «Принцесса Клевская» считается первым во Франции «психологическим» романом, в котором показано трагическое и оставшееся неутоленным чувство: добродетельная женщина подавляет в себе любовь к молодому аристократу и отказывается выйти за него замуж даже после смерти супруга, ибо считает его страсть недолговечной, вызванной лишь самолюбивым стремлением удовлетворить свои желания. Подобное решение соответствует духу янсенистской (см. ЯНСЕНИЗМ) философии, к которой склонялись как герцог де Ларошфуко, так и сама мадам де Лафайет, считавшая воздействие страстей пагубным и разрушительным: главным препятствием для любви служат не традиционные представления о долге или обязанностях перед обществом, а стремление героини сохранить духовные ценности, завещанные ей матерью. «Принцесса Клевская» стоит у истоков «аналитического» романа, получившего дальнейшее развитие в литературе 18-19 вв. и достигшего вершины в творчестве Стендаля (см. СТЕНДАЛЬ (французский писатель)).